МБОУ "Оргетская средняя общеобразовательная школа им. Т.И.Петрова"
Портфолио учителя: 1 | 2 |

НИКОЛАЕВА Ульяна Савельевна

Мое призвание - Учитель

(Эссе)

Учитель … Какое светлое, ласковое слово! Недаром в этом слове все согласные звуки мягкие. От этого слова веет детской улыбкой и материнской заботой.

Как это слово связано с моей судьбой?

Я родилась в учительской семье. Отец мой, Николаев Савелий Леонтьевич, по воспоминаниям его коллег, был исключительно грамотным от природы учителем, работал в начальных классах. С детства мы (пятеро детей) слышали слова "открытый урок", "инспекторская проверка", ждали долгими зимними вечерами своего отца со школьных педсоветов. Любимой нашей игрой, конечно, была игра в школу, где мы поочередно играли роль учителя. И когда настало время выбора профессии, я и моя сестра Дора выбрали профессию педагога. Дора Савельевна стала воспитателем детского сада, я - учителем русского языка и литературы.

Так зародилась наша педагогическая династия, стаж которой на 2010 год составил 101 год.

Оглядываясь назад, я думаю: сколько учеников прошло через мои уроки, сколько проверено тетрадей, сколько экзаменов, волнений, бессонных ночей, забот … Но все же радостей и счастливых дней было больше.

В чем же состоит мое учительское счастье, из каких слагаемых оно складывается? Счастье учителя, когда видишь блеск в глазах своих учеников, когда они погружаются в мир классической литературы, когда делают свои маленькие открытия в сложном процессе познания нового. А какое наслаждение читать ученические сочинения, порой противоречивые, юношески максималистические, но такие искренние! Вот где живая мысль, полет фантазий, мучительные раздумья о вечных ценностях жизни!

Какое счастье, когда твои ученики, взрастив крылья на твоих уроках, с добрыми напутствиями учителей отправляются в далекий путь навстречу своей судьбе.

Я, как учитель - словесник, нисколько не умаляя большие возможности компьютерных технологий, убеждена, что ничто не заменит живое слово учителя, живое общение.

Пусть в наш стремительный век многие говорят, что профессия учителя трудна, не престижна, низкооплачиваема, но я с гордостью могу сказать: "Я - учитель! Мое призвание - учитель!"

Каковы же мои взгляды на свою профессию, процессы обучения и воспитания?

XXI век- век компетенций. Компетентностный подход к обучению являются условием обновления всего содержания обучения и воспитания. Только компетентный во всех сферах жизни выпускник сможет успешно пройти социализацию в обществе, стать конкурентно способным специалистом.

Формирование ключевых образовательных компетенций начинается в школе. Как учитель русского языка и литературы я работаю над формированием, прежде всего языковой, лингвистической, коммуникативной, ценностно-смысловой и информационной компетенций. Любая профессия требует от специалиста грамотной, устной и письменной речи, общения с другими людьми, умелой обработке информаций. Создание сайта, электронная почта это составление маленьких текстов.

Под коммуникативной компетенцией я понимаю умение правильно оформлять письменную и устную речь, устанавливать контакты, общаться со сверстниками и взрослыми, приобретать навыки публичного выступления, решать жизненные проблемы через общения.

В формировании ценностно-смысловой компетенции большую роль играют уроки литературы. На уроках литературы, на примерах бессмертной классической литературы учащиеся учатся сопереживать, сочувствовать чужим неприятностям и горю, учатся различать позитивное от негативного, осознают вечные ценности жизни, бережно относятся к природе, окружающей среде. Уроки литературы также формируют общекультурную компетенцию, приобщают учащихся к мировой духовной культуре.

В наш стремительный век новых технологий на первый план выходит овладение информационной компетенцией. Это не только умение работать на компьютере, как считают многие, в том числе сами учащиеся. В широком понимании информационная компетенция – это умение владеть способами приобретения информации, оперировать приобретенной информацией, расширять свое информационное пространство. Развитие информационной компетенции позволит учащимся использовать полученную информацию в решении проблем повседневной жизни. Формированию вышеуказанных компетенций способствуют не только сами уроки, но и внеурочные занятия (элективные курсы), приобщение учащихся к научно-исследовательской деятельности, внеклассные мероприятия. Данные компетенции позволяют выстроить структуру личностного самосовершенствования. Ключевые образовательные компетенции формируют умение вырабатывать и закреплять позитивные привычки, регулировать и контролировать свое поведение, создавать себе ситуации успеха в повседневной жизни, планировать и организовать свою деятельность, постоянно совершенствовать в себе положительные личностные качества.

Годы работы в школе многому научили меня: принимать детей такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к себе. Я часто задаю себе вопрос: что должно быть главным для учителя? И все больше убеждаюсь в том, что главное для учителя - научить детей верить в себя, научить их делать правильный выбор, сделать все, чтобы увлечь их процессом познания, поделиться с ними радостью открытий. Поэтому я стараюсь так планировать учебную деятельность, чтобы помочь учащимся как можно полнее проявить свои способности, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал.

Профессия учителя предоставляет огромные, практически неограниченные возможности творчества, это профессия, в которой невозможно остановиться, в которой необходимо постоянно расти над собой, самосовершенствоваться, искать новые методы и пути, профессия, в которой, отдавая часть своей души, получаешь в ответ любовь и уважение своих учеников. Учитель в современном мире - тот же ученик. Пока он осваивает новые методики, внедряет инновации и изучает литературу - он учится сам. Именно в этом ценность учения: не только отдавать знания ученикам, но и уметь учиться и стремиться к профессиональному росту самому. Тогда и ученики с удовольствием последуют за преподавателем в нелегком, но таком увлекательном процессе овладения новыми знаниями. И как учитель, я вижу свое предназначение не только и не столько в том, чтобы научить детей премудростям науки, сколько в том, чтобы помочь им определиться в жизни, направить их по верному пути.

Мы живем в 21веке и современному обществу необходимы личности, способные творчески мыслить, реализовывать приобретаемые знания, быть коммуникативными. Сегодня общество нуждается в людях, которые самостоятельно могут и умеют трудиться над развитием самого себя: своего интеллекта, своей культуры. Свою педагогическую деятельность я стараюсь строить, ориентируясь на все самое лучшее в российской педагогической традиции. Одновременно с этим я постоянно веду поиск новых педагогических приемов, находок. Свое педагогическое эссе хотелось бы закончить словами Ш.А. Амонашвили: «Учитель, будь солнцем, излучающим тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств, сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но, в первую очередь, в их душах и сердцах».

Учитель русского языка и литературы МОУ «Оргётская средняя общеобразовательная школа имени Т. И. Петрова" Верхневилюйского улуса Республики Саха (Якутия), Отличник образования РС (Якутия) Николаева У.С.

Портфолио учителя: 1 | 2 |