МБОУ "Оргетская средняя общеобразовательная школа им. Т.И.Петрова"
Портфолио учителя: 1 | 2 |

ЗАХАРОВ Семен Дмитриевич

Уча других, учимся сами…

Педагогическое эссе

Как и много лет назад сегодня я вновь и вновь открываю двери школы, но уже не в роли ученика, а в роли учителя. И когда я задумываюсь о своём назначении, о требованиях, которые предъявляются ко мне, то с признательностью вспоминаю своих преподавателей, ведь именно они дали мне путёвку в жизнь, благодаря ним дети учатся у меня творить, выдумывать, пробовать. Именно этому тонкому, сложному и ответственному делу посвящён мой ежедневный и кропотливый труд. Я уверен, что учитель – это не специальность, которую я выбрал, а особое состояние души. Вот здесь начинаешь понимать, что надо, чтобы стать интересным детям, что сделать, чтобы увлечь их своим предметом. Думаю, для этого всего лишь нужно до тонкостей разобраться в том, что несёшь им, понять их мир, пропустить через себя и найти в ребячьих сердцах всё лучшее. И выполнить великую миссию: стать не просто источником информации, а капитаном, указывающим цель, задающим верный курс, отправляющим своих воспитанников на новые открытия…

Все дети любят мастерить, особенно мальчишки. Уже с трёх-четырёх лет они, подражая взрослым, стремятся сделать что-то настоящее. Став школьниками, они пытаются удовлетворить свою жажду творческой деятельности на уроках технологии. На мой взгляд, школьные мастерские – самое притягательное место для учащихся. На переменах и после окончания уроков они прибегают сюда посмотреть, как работают другие и ждут, не дождутся, когда сами придут в это чудесное царство труда. Им всё здесь нравится, любая работа хороша – только бы делать полезные вещи настоящим инструментом.

Мне очень нравится работать с этим любознательным и смышлёным народом. Если откровенно, работа с детьми возвращает меня самого в этот незабываемый и уже далёкий мир детства, и сразу оживают слова из песни: «Куда уходит детство, в какие города?..» Мне кажется, что оно всегда остаётся в стенах школы, что в него может вернуться каждый. Я же возвращаюсь в этот мир ежедневно, и машиной времени являются мои мастерские. Заходишь в них со словами: «Доброе утро, ребята!..», и помчалась машина по времени детства то в седьмой класс, то в пятый, то… Везде встречаешь добрые приветливые глаза ребят. И понимаешь, что это путешествие – многогранная жизнь моего труда и ребячьих интересов, в которой сливаются наши увлечения и творчество. Ты открываешь мир, а кто-то открывает тебя…

Учение должно быть для детей интересным увлекательным делом, озаряться ярким светом мысли, чувств, творчества, красоты и игры.

Перефразируя известное стихотворение В.Высоцкого,
хочется сказать

«Я учу, а, значит, я живу
Я живу, а, значит, я учу».

Да и как не учить этих смекалистых и настойчивых парнишек, стремящихся узнать всё разу, научиться практически всему, как ни учить этих тихих и шаловливых, открытых и замкнутых. Ведь каждый из них неповторим, и нужно воспринимать их такими, какие они есть… И любить. Любить всей душой, всем сердцем. И вместе с ними идти к вершинам познания мира. Интересно наблюдать за их развитием, когда из маленьких робких мальчишек-пятиклашек вырастают грамотные, конструктивно и творчески мыслящие выпускники. Дети, дети. О них можно говорить бесконечно…

Урок труда для учителя… Он начинается задолго до звонка, с раздумий о том, что нужно сделать, чтобы труд ребёнка стал праздником творчества и познания. На каждом занятии хотят ученики узнать что-то новое, чему-то научиться, что-то преодолеть, сделать красивую полезную вещь. Труд учителя должен быть вдохновенным, и только тогда он непременно вызовет добрые чувства у каждого школьника.

Приносишь в класс фотографию красивой вещи и видишь, как у ребят начинают блестеть глаза, они в предвкушении чуда – чуда познания… Разгорается дискуссия. Из чего сделана? Как крепится? Когда мы начнём её делать? А хватит ли у нас сил?.. После обсуждения приступаем к работе. Я преднамеренно выбираю сложный путь, трудный путь. Они на меня смотрят, копируют. Трудновато им: то это не получается, то другое не выходит. И начинается самостоятельный поиск более рационального метода обработки. Смотрю – увлеклись. Корпят, каждый над своей работой. У кого пот со лба течёт, у кого рубашка распахнулась, увлеклись, даже разговаривать перестали, и вот, наконец, найдено решение единственное, верное. В классе восторг, глаза светятся. Видно, что в их душах торжествует победа! Удовлетворённые и немного удивлённые, что так хорошо сделали. Они не ошиблись в своих ожиданиях: «На уроках технологии здорово и интересно!». Теперь я твёрдо знаю: они не только будут следить за каждым моим движением и повторять его, но и будут самостоятельно искать пути решения возникшей проблемы. Но главное для меня впереди – не растерять достигнутое, а шаг за шагом двигаться вперёд по дороге обучения мастерству, воспитывать у мальчишек рабочий характер. Для этого надо идти на каждом занятии от простого к сложному, от лёгкого к трудному, давая возможность каждому постоянно совершенствовать свой творческий потенциал. Каждый урок становится интересным, привлекательным по причине своей недосказанности, которая подталкивает к новым открытиям, зовёт за собой. И вот здесь я как учитель должен стать тем импульсом, который поддерживает интерес к этим открытиям, помогая разобраться в них.

Люди по-разному понимают роль учителя. Одни видят в нём просто преподавателя учебного предмета, другие… Я же вижу педагога, воспитателя и наставника, человека, способствующего становлению личности ученика. На своих уроках я стараюсь быть с учениками на равных, помня, что каждый мой неправильный шаг, случайно сказанное слово впитываются неокрепшими душами моих воспитанников. Результативность деятельности школы определяется личностью педагога, который должен обладать широкими познаниями в сфере культуры, в области психологии, педагогики и методики обучения. Но главное, учитель сам должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет воспитать у учащихся. Я, как учитель, не мыслю себя без постоянного совершенствования, так как должен быть образцом для своих учеников. Согласен с заповедью: учитель учит детей до тех пор, пока сам учится. Радуюсь, когда ребята с интересом идут ко мне на урок, но для меня важно и то, что я иду на урок с удовольствием и жду встречи со своими учениками.

Жизнь не остановить, она идет вперед. Я только маленькое звено в цепи сменяющихся поколений. После меня придут другие. А сегодня, открывая двери мастерской, надеюсь, что и мои ученики со временем будут продолжать учить детей нового поколения…

Захаров С.Д. – учитель технологии

Портфолио учителя: 1 | 2 |